Важное о Крестном ходе

«Вера людей — это внутренняя сила народа. Именно благодаря ей мы выжили, несмотря на страшные события столетней давности, которые привели к разрушению национальной жизни, к уничтожению Церкви, к разрушению храмов» (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл).

Крестный ход есть общественное богослужение (молебен, лития) – пешее шествие архиереев, священников и народа с иконами, молитвами по случаю каких-либо церковных праздников, событий или массовых болезней и бедствий. Они бывают разные: уставные, традиционные, новые, малые, большие, но особое место среди них занимают многодневные – на несколько недель и месяцев.

Передать дух многодневных крестных ходов тем, кто в них не участвовал, трудно. Кто ходил, полюбил их всей душой и хочет жить этим духом всегда. А дух определяет всё: экономику, обороно-способность, культуру, нравственность, патриотизм… Утерян дух – и не на чем строить мораль, законы, будущее государства. Есть благодать Святаго Духа – значит, будут честные управленцы, толковые военачальники, совестливые граждане, будет справедливой власть. Поэтому для всякого православного человека на любом месте его служения – церковном, государственном или личном – слова преподобного Серафима Саровского о стяжании Духа как смысла жизни не просто красивая метафора, а руководство к действию, к возрождению и спасению.

За этим и идут, откликнувшись на призыв Господа: «Оставь всё и иди за Мной». Идут одной семьей верующие русские, белорусы, украинцы, татары, марийцы, башкиры, удмурты, осетины, чуваши, грузины… Идут, оторвавшись Христа ради от семьи, работы и дома, терпеливо преодолевая вольные тяготы и скорби, проживая Евангелие слово за словом, день за днём. Выражаясь по-военному, это одновременно разведка боем и рейд по тылам, со своими ранеными, обозами, атаками и тихим подвигом преодоления себя. Скажи кому из горожан, что он может пройти пешком в жару и дождь сотни километров, будет спать, где придётся, есть, что дадут и молиться десять часов в день, - не поверит. Но на крестном ходе ощущаешь, что Бог рядом, а с Ним – всё возможно.

Крестный ход – дело церковное и должно подчиняться своей главной задаче – стяжанию Духа. Как этого достичь? Условием восприятия и действия благодати, по словам святых отцов, является выполнение заповедей Божиих и церковных уставов. Это необходимое условие Его помощи в любом деле: крестный ли это ход, семья, приход или державное строительство. А без Бога всякое дело превращается в одну лишь видимость, в правдоподобную подделку, в противоположность задуманного.

В наше лукавое время крестные ходы оказались живым свидетельством веры. Проходя через епархии, края и республики, они способствуют воцерковлению участников, научают исполнению заповедей, вдохновляют на молитву, приводят в Церковь многих людей. Здесь наглядно, доступно и про-сто мы можем сами участвовать в проведи Евангелия – делом. Благая весть, как и прежде, приходит к людям, и сколько их в глубинке крестилось, впервые исповедалось – не счесть. От мала до велика встречают, проявляют радушие, странноприимство, сами идут, молятся – мужчины, женщины, дети, молодежь, старики. Простые наши прихожане стараются обеспечить крестный ход всем необходимым: ночлегом, баней, продуктами со своего сада, огорода. Это их посильный вклад, жертва Христу. Через крестный ход и дела, ему сопутствующие, через доброделание, соучастие, странноприимство, явственно возрождается чаемый нами дух христианства.

Господь призвал: Идите… и проповедуйте (Мк. 16, 15). Другая задача крестного хода – сродни апостольской – проповедь. Проповедь словом Божиим, молитвой, духовной литературой, проповедь личным примером, образом жизни, правдой. Пастырское слово, произнесённое в крестном ходе, имеет силу необыкновенную. Мы переживаем сложные времена. Как бороться, спасаться и побеждать, учит Церковь, святые отцы. Преподобный Паисий Святогорец в своих «Словах» говорит: «Нынешней ситуации можно противостоять только духовно, а не по-мирски… Мы должны с дерзновением исповедывать нашу веру, потому что если мы промолчим, то понесем ответственность»… «Нам нужно сильнее опереться на молитву, сразиться со злом молитвой. Это ЕДИНСТВЕННЫЙ выход».

Нам, христианам, должно молиться везде, во всяком деле и месте. Главным молитвенным де-лом является, конечно, литургия – в городах, сёлах и монастырях. Но мир большой, много в нём «лесов, полей и рек», деревень, дорог и людей, по какой-то причине находящихся вне храмовой молитвы. Крестные ходы, по слову святого Симеона Солунского, «совершаются для того, чтобы освятить людей и всё, что потребно им для жизни: домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников, чтобы обитаемые грады и веси, и вся страна соделались причастниками Божественной благодати, отвергнув от себя всё губительное и тлетворное». Духовная польза их велика, это поистине всецерковное, соборное делание, их ничем заменить или восполнить нельзя.

Соработничество со Христом, сораспятие с Ним, крестоношение – вот притягательная правда настоящих (пеших!) крестных ходов. Здесь молитва выстраданная, слезами и потом пропитанная, под-крепленная телесным утруждением, терпением и постом, потому – действенная. Тут каждый шаг как поклон Христу, Матери Божией и святым с покаянием и просьбой помочь в наших бедах и скорбях, справиться с болячками родных и близких, с пьянством и безбожием, с неправдой, злобой и войной.

Каким будет мир и будет ли, зависит от наших молитв и действий.

"Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же по-гибнете" (Лк 13, 4-5). Это Евангельское событие – наглядный урок всем.

Даже самый малый грех каждого человека влияет на судьбу мира, говорил наш соотечественник, преп. Силуан Афонский. Борьба с воровством, коррупцией, враждой или другой язвой общества станет эффективной лишь тогда, когда будет проводиться не только в нравственном или правовом, но, как должно, в духовном поле – как борьба с личным грехом, с нарушением конкретных заповедей. Осознание этого, исповедь и покаяние привлекут на нашу сторону Христа Бога и с Ним, и только с Ним в Его Церкви и её таинствами эти язвы можно исцелить. Надо по совести делать то, что от нас зависит, использовать всякую возможность для свидетельства веры и своего спасения. Но жизнь по правде, а значит по Богу, требует усилий, верных действий, порой требует настоящего исповедничества.

Покаяние, терпение и соборная молитва, положенные на трудности ходьбы во славу Божию, – вот в чём сила крестного хода. Господь ценит не то, что нам легко даётся, а наши усилия, особенно, когда устал, и всё болит, и ничего не хочется делать. Долгий поход приносит глубокую усталость, полное обезсиливание. Вот за это, за молитвенный труд в терпении и смирении, за веру, доказанную де-лом, Бог даёт право всякому человеку что-либо вымолить у Него. Чем больше сделано усилий, тем ощутимей результат. Бывает, что лишь на полном истощении сил, когда человек почти отчаялся, но не сломался, Господь утешит и ответит, ведь Он обещал: «Сила Моя в немощи совершается»! Если человек идёт с молитвой, трудиться в поте лица, стирает ноги в кровь, безкорыстно, добровольно жертвуя тем, что у него есть – это сопоставимо с подвигом ношения вериг, со столпничеством. Как сказал один архиерей в своей проповеди, за участие в таком крестном ходе, за терпение во славу Божию вольных страданий и скорбей, Бог прощает многие грехи.

Важнейшая задача крестного хода – перевод Евангелия на язык современного мира, жизнь по заповедям не на словах, а на деле, – в это самое время и в данном месте. Только такое свидетельство об истине, о Христе, есть миссионерство настоящее, истинное. Преподобный Паисий Святогорец как-то сказал: «Цель в том, чтобы православно жить, а не просто православно говорить или писать. Если у проповедника нет личного опыта, то его проповедь не доходит до сердца, не изменяет людей. Православно думать – легко, но для того, чтобы православно жить, нужен труд».

Нужен духовный труд, очень искренним и удивительным примером которого является настоящий крестный ход. Здесь Бог даёт возможность видеть кто есть кто на деле, даёт возможность увидеть себя, найти единомышленников. Создание крестного хода – это созидание особого рода церковной общины, «монастыря на ногах», тут нужны усилия и время. Трудности выявляют и обостряют духовные немощи идущих, лечить их нужно вовремя, здесь священники незаменимы. Под их началом строятся утренние и вечерние молитвы, молебны, панихиды. Чрезвычайно важным является пение вслух «едиными усты и единым сердцем» Иисусовой молитвы во время движения: где двое-трое во имя Божие – там Он посреди нас. Без соборной молитвы крестный ход теряет свою силу, духовная польза меньше, идти намного труднее. Пять дней идём, молимся, на праздник – стоянка, служба, причастие, отдых, стирка, лечение. Встречи и беседы – каждый день. Длина ежедневных переходов обычно от 20 до 40 км. Те, кто покрепче, по прибытии могут развернуть лагерь, потрудиться на кухне, поработать на послушаниях. Пообщаться с местным населением тоже могут, но не все. Бич крестных ходов – самочиние, ревность не по разуму, просто элементарное незнание, самодеятельность участников, вещающих как бы от имени крестного хода и не только местным бабушкам, но и разного рода СМИ, часто нецерковным. Не многие делайтесь учителями (Иак. 3,1), сказал апостол.

Как православная вера постигается делами веры, так крестный ход – только через опыт непосредственного участия. Значительная часть проблем – от отсутствия у организаторов и участников должного опыта, от их недисциплинированности и безответственности, от привнесения в Церковь иных – корыстных, тщеславных, политических – целей. Тогда дух крестного хода истощается до противоположного и всё проходит иначе – как концерт или демонстрация, как пустая формальность.

В походах, на службах, дома, в келиях, мы молимся: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Нас всех – и тех, кто идёт, и тех, кто помогает, и тех, кто по какой-то причине не смог. «Молиться – кровь проливать», – говорил преп. Силуан Афонский. Говорил о другом, но «попал» в крестный ход. Тут на молитве ноги стираются в кровь и не по разу – за себя и «за того парня». За всех – из любви к Богу и ближнему. Синоним настоящей любви – безкорыстная жертвенность. Там где нет сострадания и любви, главенствует выгода. Важнейшая дилемма – «не можете служить Богу и мамоне» – чётко указывает на причину многих проблем нынешнего общества. Выбирая выгоду, мы укрепляемся в чёрствости, гордости, обретаем жадность – и поворачиваемся спиной ко Христу.

Вся наша вера, весь патриотизм, вся наша любовь к Богу и ближнему измеряется тем, сколько мы можем отдать за других людей своих сил, средств, времени, молитвы, здоровья, своей крови, самой жизни. Как отдал за нас Свою жизнь Христос, как, уподобившись Ему, всю до капли Государь Николай Александрович и его святая Семья, как великое множество прославленных и пока не прославленных наших святых – мучеников и исповедников Церкви Русской; как это можем мы.